ЛЭ
Айдын Асадуллаевич Ханмагомедов (4 ноября 1946, Дербент — 25 ноября 2012, Москва) — российский поэт.
Биография и творческая деятельность
Айдын Ханмагомедов родился в семье учителей. Его отец — один из зачинателей советской дагестанской литературы. С именем Асадуллы Ханмагомедова связано появление в табасаранской прозе поэм, рассказов, пьес[1]. Он указан как Эседуллах (на южнодагестанский лад) в качестве составителя табасаранского алфавита на основе кириллицы совместно с Темирханом Шалбузовым[2][3]. Асадулла Гаджи-Курбанович — правнук Гасана-Эфенди Алкадари — учёного, автора книги «Асари Дагестан» — первой хроники по истории Дагестана[4].
Айдын Ханмагомедов получил высшее филологическое и юридическое образование. Работал преподавателем русского языка и литературы. В 1983 году потерял зрение.
Ещё в 1960-е Ханмагомедов одним из первых в дагестанской литературе выступил со стихами, осуждающими сталинский произвол и период, именуемый застойным. Однако эти и другие политико-социальные стихи поэта были напечатаны лишь в конце 1980-х.
В марте 1975 г. принял участие в VI Всесоюзном совещании молодых писателей[5].
Первая книга стихов Айдына Ханмагомедова «Встречи» вышла в 1979 г. В 1989—2000 гг. за счёт собственных средств он издал в Дагестане 12 поэтических сборников. С 2001 года жил в Москве.
Перу Ханмагомедова принадлежат оригинальные по форме стихотворения, среди которых каламбуры, равнорифмицы (пантограммы), акротелестишья, палиндромы. Читатели и редакция литературно-художественного альманаха «ТИТ» удостоили его звания «Палиндромист-2003»[6]. В 2009 г. на палиндромах Айдына Ханмагомедова был построен 33-й номер газеты «777»[7].
Новациями поэта являются акрорифмица, эгорифмица, рухокку, двоебуквие, диаформица, тоталька, однорифмица, диарифмица.
Акрорифмицами[8] Айдын Ханмагомедов назвал палиндромные стихотворения с рифмами не в конце строк, а раньше:
Я ел облепиху,
то тлел, то тух
и пел, болея.
Эгорифмица[9] — палиндромное стихотворение, состоящее только из рифм:
Ком
котом
пел,
скорбел
хлеб,
рок
слеп,
моток
мок.
Рухокку[10] — это японское трёхстрочье, но палиндромное и способное выглядеть русским шестистишьем:
Асу за кактус
у нас ананас, анус,
утка казуса.
Асу за
кактус
у нас
ананас,
анус,
утка казуса.
Двоебуквием[11] Айдын Ханмагомедов окрестил палиндромное стихотворение, сконструированное из двух букв:
Ужу,
уж жужжу
ужу.
Диаформица[12] — это палиндром, являющийся одновременно каламбуром или равнорифмицей:
Им я
иранец
со сценариями.
Имя
и ранец
со сцен ариями.
Тоталька[13] (тотальный каламбур) — строфа, все строки которой являются побуквенными близнецами:
Уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
Однорифмица[14] — это равнорифмица, в которой окончания всех строк идентичны.
В Неве сей
Вне весей
Лев, ей-ей,
Левей ей.
Веселей
вес елей,
Век селей,
Векселей.
Диарифмица[15] — стихотворение, где рифмующимся глаголам предшествует их возвратная форма, образуя тем самым внутреннюю рифмовку:
Случилось однажды, о милая мать,
тебе повстречаться, ему повстречать.
Хотелось тогда без конца и предела
ему миловаться, тебе миловать.
Но вместо любови война повелела
тебе убиваться, ему убивать.
Теперь по ночам суждено то и дело
ему вспоминаться, а нам вспоминать.
Сын поэта — Риад Ханмагомедов — многократный чемпион России, Украины, Беларуси по пазлспорту, решению и составлению кроссвордов, решению судоку, чемпион мира по словесным шахматам. Первое кроссвордное задание, составленное Риадом с использованием палиндрома отца, было опубликовано в 1998 году в газете «Поле чудес» (№ 1, с. 4)[16]. В последующем палиндромоворды, каламбурно-равнорифменные кроссворды и палиндоку Ханмагомедовых публиковались в различных изданиях, среди которых «Русский кроссворд», «777», «Кайф по выходным», «Семён Семёныч».
12 августа 2021 г. вышла в свет книга избранных стихотворений и заметок Айдына Ханмагомедова. Издание приурочено к 75-летию со дня рождения поэта.
Интересный факт
Айдын Ханмагомедов — автор первого в русской поэзии каламбурного сонета:
Лесные нимфы, я давно за бором,
Как будто за таинственным забором,
Где юный май не теребит повесу,
Кто чужд ему по возрасту, по весу.
В объятьях послезимья, а не мая
Молчит душа не певчая, немая
И пьёт со мной за небыли, за были,
Которые вы тоже не забыли.
Меня для вас юнцы не раз сменяли,
Беря пример случайно не с меня ли,
Кто отлюбил и вот скорбит у бора
Лишенцем без весеннего убора.
Я пьян мертвецки, думы не трезвее,
Где снова вы, которых нет резвее.
Общественно-политическая деятельность
Айдын Ханмагомедов являлся сопредседателем «Русской общины» Дагестана.
Память
В 2021 г. к 75-летию со дня рождения поэта Айдына Ханмагомедова состоялось несколько литературных вечеров: в Москве 14 ноября в Культурном центре академика Д. С. Лихачева[17], в Дербенте 24 ноября и 6 декабря на площадках городской администрации[18] и Профессионально-педагогического колледжа[19].
Из отзывов о творчестве
В монографии «Русский каламбур: семантика, поэтика, стилистика» О. Е. Вороничева на стр. 47 приводятся «изящные, окрашенные восточным колоритом строфы нашего современника Айдына Ханмагомедова»[20].
В монографии «Стихосложение новейшей русской поэзии» Ю. Б. Орлицкого на стр. 326 читаем: «Пишуший по-русски дагестанский поэт Айдын Ханмагомедов создаёт в начале 1990-х гг. интереснейший гибрид — «Газельный сонет», написанный (скорее в логике газеллы) целиком на две рифмы:
Я обведу иною акварелью
Двенадцать строчек и ещё дистих.
Пусть зазвучат они не для других,
А лишь для нас сонетом и газелью.
Я породню гитару со свирелью,
И в память о минутах дорогих
Смущённо вы сорвёте с губ мужских
Не поцелуи, а аккорды с трелью.
На вас повеет пальмою и елью,
Мелодиею только для двоих,
Которая потом полунагих
Возвысит нас и сбросит над постелью.
Газель – невеста, а сонет – жених,
И я впервые обвенчаю их.
[Ханмагомедов, 1995]»[21]
«Отличное языковое чувство обнаруживается у дагестанского поэта Айдына Ханмагомедова, даром что он не русский». Из учебного пособия «Документология» Ю. Н. Столярова, стр. 119[22].
«Его стихотворные тексты правдивы по чувству, в них чётко проступают и острота видения реальности, и точность в определении этой реальности». Из раздела «Темы и мотивы русского стиха в поэзии Айдына Ханмагомедова» диссертации «Традиции восточной литературы в современной поэзии народов Южного Дагестана» З. М. Фейзуллаевой[23].
Авторские сборники стихов
- Встречи. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. — 60 с.
- С Дербентом в сердце. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989 — 28 с.
- Против течения. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. — 32 с.
- День памяти. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. — 36 с.
- Вереница четверостиший. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. — 40 с.
- Любовь и родина. — Махачкала, 1993. — 24 с.
- В ритме танго. — Махачкала: Юпитер, 1994. — 32 с.
- Иная акварель. — Махачкала: Юпитер, 1995. — 32 с.
- Брызги из фиала. — Дербент: Типография № 3, 1996. — 40 с.
- Полночь и полуночье. — Дербент: Типография № 3, 1997. — 40 с.
- Окно в росе. — Дербент: Типография № 3, 1998. — 36 с.
- Четвертованные чувства. — Дербент: Типография № 3, 1999. — 74 с.
- Послезимье. — Дербент: Типография № 3, 2000. — 88 с.
- Избранное: стихи и заметки. — М.: Маска, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-6046685-4-2.
Примечания
- Краткая литературная энциклопедия. Табасаранская литература
- Википедия. Табасаранская письменность
- Письменные языки мира. Российская Федерация. — М., 2000. — Т. I. — С. 424. — 651 с.
- Сайт Сулейман-Стальского района Республики Дагестан. Представители рода Алкадарских
- Журнал "Аврора" № 8, 1975, стр. 57
- Палиндромист-2003. «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 25. — Пермь, 2004. — с. 5
- Газета «777» № 33, 2009, 8 с.
- Белостишье в рифму
- Минимум, зарифмованный максимально
- Арийские хокку
- Двоевластие двоебуквия
- Что такое диаформица?
- Тотальный каламбур
- Однорифмица, однако
- Что такое диарифмица?
- Задание «Флакон» из Дагестана", опубликованное в «Поле чудес» № 1, 1998
- Литературный вечер в Культурном центре академика Д. С. Лихачева (Москва, 14.11.21)
- Вечер памяти поэта Айдына Ханмагомедова. Сайт администрации г. Дербента
- Творческий вечер в ДППК. Сайт Министерства образования и науки РД
- Вороничев О. Е. Русский каламбур : семантика, поэтика, стилистика : монография. Москва : Издательство "ФЛИНТА", 2016. 608 с. — ISBN 978-5-9765-2624-2
- Орлицкий Ю. Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. — 1016 с.: ил. — ISBN 978-5-907290-50-1
- Столяров Ю. Н. Документология [Текст] : учебное пособие. Орёл : [б. и.], 2013. — 369 с.
- Фейзуллаева З. М. Традиции восточной литературы в современной поэзии народов Южного Дагестана : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.02 / Махачкала, 2009. — 176 с.
Литература
- Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 272 с.
- Газета «Поле чудес» № 1, 1998, 16 с.
- Иван Чудасов. Экспериментальные хокку. Журнал «Введенская сторона» № 2, 2012 (см. также Иван Чудасов. Экспериментальные хокку. Сборник "Строки на веере". — СПб, 2019. — с. 134—147)
- Международный литературно-художественный журнал «Зарубежные задворки» № 2, Дюссельдорф, 2013, с. 213—218
- О. Е. Вороничев.Каламбур как феномен русской экспрессивной речи : диссертация доктора филологических наук : 10.02.01 / [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. Москва, 2014. 523 с.
- Газета "Аргументы Недели_СК" № 15, 2014
- Г. Н. Маллалиев. Дербентский текст в поэзии Айдына Ханмагомедова. Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, №6, 2014, с. 98—102
- Альманах «Слова. Слова. Слова», № 2. Издательство «Водолей», Чикаго — Москва, 2015, с. 56—61
- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку_Муниципальный этап в Московской области 26.10.2024: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
Ссылки