ЛЭ
Сонет — стихотворение из четырнадцати 5- или 6-стопных, преимущественно ямбических, строк в четырёх строфах. Каждая строфа заканчивается точкой. Сонет состоит либо из двух катренов (четверостиший с 2 рифмами) и двух терцетов (трёхстиший), либо из трёх катренов и дистиха. В идеале он должен содержать в себе 154 слога.
Сонет возник в XIII в. в Италии. Благодаря Франческо Петрарке он стал средством изображения человеческих переживаний и получил распространение в Европе. В итальянском сонете следующая последовательность рифм: abab abab cdc dcd (или cde cde).
Граф Суррей отверг итальянскую форму сонета и полностью перестроил его структуру — так появился английский сонет из трёх четверостиший с заключительным двустишием (abab cdcd efef gg). Эту форму сонета впоследствии разрабатывал Шекспир.
В XIX-XX вв. русские поэты стали активно использовать венок из 15 сонетов. В нём каждая последняя строка сонета становится первой для последующего, а последняя строка четырнадцатого является первой для первого сонета. Пятнадцатый же сонет (магистрал) образуется из первых строк всех четырнадцати предыдущих.
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
— Франческо Петрарка
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
— Александр Пушкин
Айдын Ханмагомедов — автор первого в русской поэзии[1] каламбурного сонета[2]:
Лесные нимфы, я давно за бором,
Как будто за таинственным забором,
Где юный май не теребит повесу,
Кто чужд ему по возрасту, по весу.
В объятьях послезимья, а не мая
Молчит душа не певчая, немая
И пьёт со мной за небыли, за были,
Которые вы тоже не забыли.
Меня для вас юнцы не раз сменяли,
Беря пример случайно не с меня ли,
Кто отлюбил и вот скорбит у бора
Лишенцем без весеннего убора.
Я пьян мертвецки, думы не трезвее,
Где снова вы, которых нет резвее.