ЛЭ
Строфа — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.
Парная рифмовка даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие.
Четверостишие — самая распространённая из всех строф в русском стихосложении.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов, соединение двух четверостиший — восьмистишие.
Примечательно восьмистишие Айдына Ханмагомедова в одну каламбурную строфу, являющуюся цельным предложением:
Не гарем, а изба б,
где молодка из баб,
где я сердце отдам
и избавлюсь от дам
из продажных столиц,
где у самок сто лиц
и стозвучны уста
у одной и у ста.
— Ханский каламбур[1]
Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение получила строфа из 14 стихов, применённая А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» и названная «онегинской».
Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся.
Примечания
1. Айдын Ханмагомедов. Сборник стихов "Окно в росе". 1998, 36 с.