ЛЭ
Амплификация (лат. amplificatio — расширение) — стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов.
Она является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается, например, в накоплении синонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п.
Это и приём риторический: Цицерон считал, что амплификация — триумф красноречия.
На амплификации может быть основано целое стихотворение. Таковы, например, «Три ключа»[1] А. С. Пушкина и «Большая элегия Джону Донну»[2] И. А. Бродского.
Примеры
Повторение предлогов и слов в начале строк
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
— Михаил Лермонтов. Благодарность
Когда беда тысячествольно
бьёт с неба, с суши и с воды,
когда уже настолько больно,
что я не чувствую беды,
когда душа – сплошная рана
и сыплется на рану соль,
ты появляешься нежданно
и заговариваешь боль.
— Айдын Ханмагомедов. Музе[3]
Ряд сравнений
Берёт — |
|||
|
как бомбу, |
||
|
берёт — |
||
|
как ежа, |
как бритву |
|
|
обоюдоострую, |
берёт, |
||
|
как гремучую |
|
|
в 20 жал |
змею |
|
|
двухметроворостую. |
— Владимир Маяковский. Стихи о советском паспорте
Накопление синонимов, антитез, повышения
Примеры из поэзии М. Ю. Лермонтова:
…Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал…
— Мцыри
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!…
— Демон
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
— И скучно и грустно
См. также
Примечания
- Александр Пушкин. Три ключа. 1977
- Иосиф Бродский. Большая элегия Джону Донну. 1963
- Айдын Ханмагомедов. Сборник стихов "Иная акварель". 1995, 32 с.