ЛЭ

Амплификация (лат. amplificatio — расширение) — стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов.

Она является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается, например, в накоплении синонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п.

Это и приём риторический: Цицерон считал, что амплификация — триумф красноречия.

На амплификации может быть основано целое стихотворение. Таковы, например, «Три ключа»[1] А. С. Пушкина и «Большая элегия Джону Донну»[2] И. А. Бродского.

  

Примеры

  

Повторение предлогов и слов в начале строк

 

За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.

                                                            — Михаил Лермонтов. Благодарность

 

Когда беда тысячествольно
бьёт с неба, с суши и с воды,
когда уже настолько больно,
что я не чувствую беды,
когда душа – сплошная рана
и сыплется на рану соль,
ты появляешься нежданно
и заговариваешь боль.

                                                            — Айдын Ханмагомедов. Музе[3]

 

Ряд сравнений

 

Берёт — 

 

как бомбу, 

 

 

берёт — 

 

   

как ежа, 

как бритву 

 

обоюдоострую, 

берёт, 

 

как гремучую 

 

 

в 20 жал 

змею 

 

двухметроворостую. 

                                                            — Владимир Маяковский. Стихи о советском паспорте

 

 

Накопление синонимов, антитез, повышения

 

Примеры из поэзии М. Ю. Лермонтова:

 …Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал…

                                                            — Мцыри

 

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!…

                                                            — Демон

 

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

                                                            — И скучно и грустно

 

 

См. также

 

 

Примечания

  1. Александр Пушкин. Три ключа. 1977
  2. Иосиф Бродский. Большая элегия Джону Донну. 1963
  3. Айдын Ханмагомедов. Сборник стихов "Иная акварель". 1995, 32 с.

 

 
Бесплатный хостинг uCoz