Каламбурным называется стихотворение, в котором сочетающиеся строки рифмуются посредством либо омонимов, например, «напасть» как существительное и «напасть» как глагол, либо иных графических двойников, например, «удел» и «у дел». Внешне оно зачастую выглядит как классическая строфа, написанная четырёхстопным хореем, а тематически напоминает традиционную частушку. Несмотря на лексическое богатство, наш язык имеет в своём арсенале ограниченное количество омонимов и прочих сплошных созвучий. Это обстоятельство беспощадно загоняет каламбуриста в языковой тупик, где в отличие от других поэтов, пользующихся любыми рифмами, он добывает и изобретает только рифмы-близнецы. Вот почему в нашей поэзии так мало каламбуров, да и написаны они поэтом девятнадцатого века Дмитрием Минаевым и его немногочисленными последователями.
Ещё в юношеские годы я с интересом невзлюбил каламбурную лилипутку и загорелся реформаторским желанием её разнообразить. Она капризно не хотела писаться ямбом, но с годами привыкла даже к дактилю, амфибрахию и анапесту. Постепенно она перестала быть пустосмешкой, потому что научилась размышлять о жизни и смеяться навзрыд. Я взрастил её до восьмистишия и вдруг возвысил до сонета, который буквально продиктовался изнутри за одну ночь. Редкими (а иногда беспрецедентными) я считаю сонетный, миниатюрный, бесконечный, сплошные, рубайные и равнорифменные каламбуры.
Равнорифмицы (термин изобретён мной) – это необычные стихотворения со строчками-близнецами.
СЛОВЕСНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ РУССКОЙ ПОЭТИКИ
Сплошной каламбур (или ультракаламбур) – это фонетически безупречная равнорифмица. Если удачной равнорифмии в поэзии очень мало, то упомянутого вида каламбуристики ещё меньше:
Поэтом уже
волхв орал,
поэтому же
вол хворал.
Тем не менее, они имеются:
Уста ли
устали?
У ста ли
у стали?
Для разнообразия привожу именной и едва ли не лирический образец:
До, ре,
ми, фа, соль,
ля, си тальянке.
Доре
миф, а соль
ляс итальянке.
Вот нечто подобное ещё:
О, держава я
оде ржавая,
Ире чистая
и речистая.
Под занавес не могу в очередной раз не склонить голову перед речевой подоплёкой, на которой в России возможны даже те сплошные каламбуры, которые являются одновременно палиндромами:
Им я
иранец
со сценариями,
имя
и ранец
со сцен ариями.
Айдын Ханмагомедов. Каламбуры и равнорифмицы